- Что нужно, чтобы правильно затянуть колесные болты
- Моменты затяжки резьбовых соединений
- Важность правильной затяжки болтов или гаек ГБЦ
- Порядок затяжки
- Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом
- Как подтянуть ступичный подшипник
- Совет напоследок
- Динамометрический ключ своими руками
- Какая сила и момент затяжки должны быть
- Моменты затяжки ленточных хомутов с червячным зажимом
- Принцип работы инструмента
- Зачем считают Ньютоны и метры
- Купить или сделать?
- Когда снимают колесо и чем его затягивают?
- Можно ли затянуть колесо без динамометрического ключа?
- В какой последовательности затягивать колесные гайки ?
- Момент затяжки крепления колеса: на что обратить внимание?
- Как затягиваются литые диски?
- Правила затяжки дисков
- Таблицы усилий затяжки болтов динамометрическим ключом. Таблицы для динамометрического ключа
- Классы прочности для метрических болтов
- Классы прочности для дюймовых болтов
- Таблица усилий затяжки метрических болтов
- Таблица усилий затяжки дюймовых болтов
- Таблицы затяжек колесных гаек и болтов
- Порядок затяжки
- Процесс затягивания колесных болтов: поэтапные действия
- Моменты затяжки для популярных моделей
- С каким усилием затягивать колесные гайки
- Смазка колесных дисков
- С каким усилием затягивать колесные гайки
- Таблица моментов затяжки колесных болтов и гаек
Что нужно, чтобы правильно затянуть колесные болты
Многие люди часто задаются вопросом, каким моментом затягивать колесные гайки в домашних условиях. На первый взгляд процесс кажется довольно простым. Прежде чем приступить к выполнению шага за шагом, человеку необходимо подготовить определенные инструменты.
Очень часто владельцы автомобилей выполняют эти действия самостоятельно в домашних условиях и, не рассчитав свои силы, срывают нить.
Это связано с тем, что новичок затягивает винты недостаточно сильно.
Момент затяжки колесных болтов должен быть подготовлен с помощью необходимых инструментов. Для правильного выполнения процесса необходимо приобрести специальный динамометрический ключ. Без этого инструмента трудно представить себе процесс затяжки болтов.
Если такая разработка недоступна, можно использовать пневматический динамометрический ключ.
Многие мастерские выполняют профессиональное обслуживание с помощью этого продукта.
Как правило, пневматический шуруповерт регулирует момент затяжки компонентов на конструкции. Если ослабленный винт выступает в передней части, автомобиль будет испытывать дискомфорт при движении. Другими словами, автомобиль будет слегка «трястись». Основная нагрузка приходится на рулевое колесо.
Если колесо свободно сидит на задней оси, шины будут быстро изнашиваться. Также существует вероятность повреждения рулевой тяги и повреждения подшипников.
Правильная затяжка колесных гаек легковых автомобилей производится динамометрическим ключом. Необходимый момент затяжки можно установить с помощью динамометрического ключа. При превышении этого момента гаечный ключ начнет проскальзывать. После того как вы определите, насколько сильно нужно затянуть гайки на колесах, вы можете приобрести этот инструмент. Стоимость такого инструмента начинается от 1 400 рублей и выше.
Моменты затяжки резьбовых соединений
Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.
Прочность винта, Нм | |||
Размер резьбы | 8.8 | 10.9 | 12.9 |
М6 | 10 | 13 | 16 |
М8 | 25 | 33 | 40 |
М10 | 50 | 66 | 80 |
М12 | 85 | 110 | 140 |
М14 | 130 | 180 | 210 |
М16 | 200 | 280 | 330 |
М18 | 280 | 380 | 460 |
М20 | 400 | 540 | 650 |
Таблица моментов затяжки болтов для стандартной дюймовой резьбы США для крепежа SAE класса 5 и выше.
Дюймы | Нм | фунт стерлингов |
¼ | 12±3 | 9±2 |
5/16 | 25±6 | 18±4,5 |
3/8 | 47±9 | 35±7 |
7/16 | 70±15 | 50±11 |
½ | 105±20 | 75±15 |
9/16 | 160±30 | 120±20 |
5/8 | 215±40 | 160±30 |
¾ | 370±50 | 275±37 |
7/8 | 620±80 | 460±60 |
1 ньютон-метр (Нм) равен 0,1 кГм.
ISO — Международный стандарт.
Важность правильной затяжки болтов или гаек ГБЦ
Порядок затяжки
Компания AIST предлагает широкий ассортимент профессиональных гаечных ключей для всех видов работ по завинчиванию. Независимо от того, легковой у вас автомобиль или фургон, у нас всегда найдется подходящий динамометрический ключ.
* Таблицы крутящих моментов приведены только для информации и не относятся к какому-либо ГОСТу.
Самое главное при установке колес на автомобиль — это затянуть крепления, чтобы они не ослабли во время движения. Это может привести к самопроизвольному снятию колеса, и вы знаете, каковы будут последствия. Однако достаточно опытный водитель по характерному стуку распознает, что ослабло крепление колеса, и примет соответствующие меры.
Иногда ослабление соединений вызвано неправильно подобранными компонентами крепления колеса. Дело, конечно, не в резьбе — если шаг неправильный, гайку или болт просто невозможно затянуть. Это форма головки болта или нижнего края гайки, которая может быть конической или сферической. Кроме того, гайка может быть глухой, сквозной, короткой, высокой, с мойкой под давлением.
При правильном выборе он может даже самостоятельно затягиваться во время движения. Помимо функции фиксации колеса на ступице, болты и гайки также центрируют обод относительно оси вращения. Этому способствует форма головки или кромки крепежа, для которой в ободе имеются соответствующие пазы.
Затяжка колесных болтов
Чтобы защитить автомобиль от повреждений, когда он спит в передней двери, многие автовладельцы устанавливают колесные болты. Это набор из четырех гаек или болтов, по одному на колесо, которые невозможно открутить обычным гаечным ключом.
- Для этого в комплект входит специальный ключ, конфигурация которого соответствует индивидуальной форме отверстия в головке гайки или болта. Стопорные болты не нужно затягивать так же сильно, как основную гайку, поэтому к ним не прикладывается крутящий момент колесных болтов или гаек.
- Важно, чтобы для крепления колес не использовались крепежные детали с поврежденной резьбой или загнутыми краями. В этом случае гайка или болт должны быть заменены на новые, не только с такой же резьбой, но и с такой же прочностью. Это обеспечивается только при заводском изготовлении.
- В настоящее время легкосплавные диски часто производятся в универсальном варианте — чтобы их можно было установить на разные автомобили. Поэтому размер отверстия в ступице (DIA) максимально возможный, а меньшие размеры достигаются путем установки адаптеров ступицы.
- Без этих вставок, даже если разница составляет всего миллиметр, нагрузка на крепление увеличивается. Его отверстия деформируются, и колесо начинает вращаться не по кругу, а по овалу. Рулевое колесо начинает хрустеть, и это особенно заметно на скоростях, близких к 100 км/ч.
Не понимая, что происходит, владелец автомобиля обращается в шиномонтаж. Новая балансировка не решает проблему, а тем временем трескаются амортизаторы и детали ходовой части, ломаются колесные шпильки. Причина — отсутствие маленьких пластиковых колец, которые стоят 50-75 рублей.
Головка блока цилиндров является одним из самых важных компонентов автомобиля. Он включает в себя блок цилиндров. В нем находятся распределительные валы, клапанные крышки и другие детали газораспределительного механизма. Головка блока цилиндров постоянно подвергается воздействию высоких, колеблющихся давлений и температур. Это предъявляет особые требования к его резьбовому креплению.
Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом
Момент затяжки передних и задних подшипников рассчитывается на основе ряда факторов, в том числе следующих.
- Минимальный и максимальный допустимый размер (габариты) подшипника.
- Осевой зазор.
- Тип шага резьбы (крупный или мелкий).
Приведенный выше список данных является шаблоном и может быть дополнен новыми факторами в каждой конкретной ситуации. Однако вышеуказанные причины остаются неизменными независимо от возникшей ситуации.
Индикаторы просты в использовании. Вы просто читаете и видите крутящий момент. С другой стороны, механизм щелчка требует некоторого привыкания и понимания маркировки шкалы. Грубые показания наносятся на неподвижный стержень рукоятки. Мелкие градуировки находятся на вращающейся части.
На рисунке показаны метки 98 Нм и 2 Нм (на циферблате). Значения суммируются: окончательное значение составляет 100 Нм. Чтобы иметь возможность затянуть болты на автомобильных колесах этим динамометрическим ключом (например, значение 120 Нм), необходимо установить 112 Нм на неподвижной рукоятке и 8 Нм на вращающейся части.
Если вы поймете общий принцип, вы сможете комфортно пользоваться инструментом.
Существует общее правило для всех типов патронов: открутите стопорное колесо в конце, установите значение, а затем снова затяните крепление механизма. Большинство динамометрических ключей этого типа еще проще.
Трещотка не вращается, слышен только громкий «щелчок». На самом деле нет никакой разницы, просто перестаньте затягивать после характерного звука.
Моменты затяжки гаек и болтов указаны в руководстве по ремонту и обслуживанию автомобиля. Таблица не является универсальной: крепеж с одинаковыми метрическими размерами может иметь разные значения на разных узлах.
Даже моменты затяжки колесных болтов на автомобилях одного производителя (собранных на одной платформе) могут отличаться. Например, Volkswagen Passat имеет 120 Нм, а одноплатформенный Volkswagen Sharan — 170 Нм.
Настоятельно рекомендуется следовать заводским настройкам, в противном случае компоненты и детали могут быть повреждены. Но бывают ситуации, когда никакой информации нет. В таких случаях может пригодиться стол с динамометрическим ключом для затяжки болтов.
Как подтянуть ступичный подшипник
Для профилактического обслуживания и ремонта принято использовать динамометрический ключ. Это обычная практика в мастерских. В конструкцию гаечного ключа встроено устройство со шкалой. Зная правильное значение, можно легко затянуть гайку. Самое главное — не переусердствовать, так как можно сорвать резьбу на крепеже.В зависимости от модификации гаечного ключа устанавливаются различные упоры:
- нерегулируемый;
- регулируемый;
- с индикатором крутящего момента;
- с установленным цифровым дисплеем.
В зависимости от типа выбранного динамометрического ключа производится регулировка подшипников ступицы.
Владельцы часто задают вопрос: можно ли затянуть подшипники ступицы без динамометрического ключа. Это не запрещено, но и не рекомендуется. Потому что можно неправильно рассчитать силу. Последствия такого затягивания очевидны: люфт и преждевременный выход из строя.
Теперь вы знаете, как самостоятельно отрегулировать подшипник колеса. Несмотря на простоту и конструкцию механизма, рекомендуется проводить техническое обслуживание автомобиля в специализированной мастерской, чтобы избежать негативных последствий и повреждения смежных компонентов.
Перед проведением профилактических мероприятий не забывайте приобретать только качественные и оригинальные запасные части, рекомендованные или одобренные производителем. Этим вы продлите срок службы вашего технического устройства и сведете поломки к минимуму.
Совет напоследок
Для обеспечения качества крепежа важно затягивать крест-накрест, а не последовательно. То есть, болт или гайка должны вкручиваться не рядом с первым крепежом, а напротив него.
Динамометрический ключ своими руками
При ремонте автомобиля почти каждый автолюбитель сталкивается с проблемой затяжки резьбового соединения с определенным моментом, но не имеет динамометрического ключа. Это стоит больших денег. Я столкнулся с такой проблемой — я не могу позволить себе купить его, но он мне очень нужен. Я решил изготовить такой гаечный ключ. Итак, приступим. Для изготовления динамометрического ключа (далее ДМК) мне понадобятся следующие предметы:
- старая трещотка
- шестигранный гаечный ключ 10 мм.
- две гайки 8 мм.
- весы с цифровым циферблатом до 40 кг. (куплено здесь)
- кусок ленты 4*40 мм
- сварочный аппарат
- кофемолка
- плоскогубцы, молоток, напильник и другие слесарные инструменты.
Я разбираю трещотку и снимаю ее стопорный механизм, он мне не понадобится.
Я отрезал шестигранный ключ, как видно на рисунке.
Теперь я приварил шестигранник к головке трещотки, чтобы при сборке рукоятка трещотки и шестигранник были параллельны.
Теперь я приварил крепление к рукоятке трещотки.
Я приварил две гайки к шестиграннику. Два, потому что шестиугольник получился коротким, и я решил сделать его длиннее. Крючок шкалы будет зацеплен за гайку. Мой DMC почти готов, можно начинать сборку.
И живопись.
Мне нужно подождать, пока высохнет краска, и исправить чешую. Краска высохла. Корректирую весы и вот что у меня получилось.
Я решил закрепить весы с помощью кабельных стяжек. Это крепление позволяет мне быстро снять весы и использовать их по назначению.
Это еще не все, некоторые расчеты еще предстоит сделать. При каких показаниях весы будут иметь тот или иной момент затяжки. Это главный недостаток самодельного ЦМД.
Из школьного курса физики мы знаем: 1 Н (Ньютон) = 0,1019716212978 кг. 1 кг. = 9,8066499999 Н (Ньютон).
Момент затяжки можно рассчитать по следующей формуле: кгс-м = m / (1 / L) где: кгс-м — усилие на метр (приложенное усилие в килограммах) m — показание шкалы L — длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до шкалы).
Чтобы перевести приложенную силу в Ньютоны: Н-м = кгс-м * 9,81, где Н-м — Ньютоны на метр, кгс-м — килограммы на метр силы.
Большинство моментов затяжки указываются в Ньютонах, в то время как наш DIC показывает момент затяжки в килограммах. Например, мне нужно затянуть гайку с моментом затяжки 20 Н. Чтобы узнать, что покажет шкала, используйте формулу
где: m = H * 0,102 * (1 / L) где: m — показания шкалы H — момент затяжки резьбового соединения L — длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления шкалы).
m = 20 * 0,102 * (1 / 0,114) = 17,89 кг.
Из этого следует, что для затягивания гайки с моментом 20 Н вес должен составлять 17,89 кг.
Какая сила и момент затяжки должны быть
Грамотная затяжка гаек автомобильных колес достигается с помощью динамометрического ключа. На нем можно установить необходимый момент затяжки. Если крутящий момент превысит это значение, гаечный ключ начнет проскальзывать. После того как вы определите, насколько сильно нужно затянуть колесные гайки, вы можете приобрести этот инструмент. Стоимость такого инструмента начинается от 1 400 рублей* и выше.
Моменты затяжки ленточных хомутов с червячным зажимом
В таблице ниже приведены данные для первой установки на новый шланг и для повторного затягивания уже затянутого шланга.
Размер зажима | Нм | фунт/дюйм |
16 мм — 0,625 дюйма | 7,5±0,5 | 65±5 |
13,5 мм — 0,531 дюйма | 4,5±0,5 | 40±5 |
8 мм — 0,312 дюйма | 0,9±0,2 | 8±2 |
Момент затяжки | ||
16 мм | 4,5±0,5 | 40±5 |
13,5 мм | 3,0±0,5 | 25±5 |
8 мм | 0,7±0,2 | 6±2 |
Принцип работы инструмента
Полуавтоматические динамометрические ключи по форме и конструкции похожи на обычный трещоточный ключ, используемый для торцевых головок. Единственное существенное отличие от своих «собратьев» — это специальный храповой механизм, который позволяет внутренней шестерне вращаться в двух направлениях.
Например, чтобы заставить рукоятку инструмента повернуться обратно после полного оборота, требуется относительно небольшое усилие. Напротив, для затягивания гайки требуется немного большее усилие.
Когда необходимое усилие достигнуто, храповая шестерня просто начинает проскакивать (вы можете услышать, как она издает звук), что означает, что гайка или болт больше не могут быть затянуты. Это предотвращает ослабление нитей.
Динамометрические ключи со шкалой усилий по умолчанию не имеют ограничителя крутящего момента при достижении заданного значения. В этом случае вы должны сами контролировать этот крутящий момент с помощью механической или электронной цифровой измерительной шкалы.
Самодельный динамометрический ключ ближнего действия, в зависимости от его конструкции, может работать по принципу первого и второго вариантов, описанных выше.
Зачем считают Ньютоны и метры
Прежде чем сделать простой самодельный динамометрический ключ для затяжки болтов и гаек, необходимо произвести некоторые расчеты. Например, чтобы получить момент затяжки 10 Н*м, к рычагу или плечу длиной 1 метр нужно приложить силу в один килограмм.
Настолько, что в домашней мастерской или гараже метровый рычаг — не самый практичный и удобный вариант. В идеале рычаг должен находиться в пределах 20-50 см. А чтобы правильно рассчитать, какую силу нужно приложить к рычагу, чтобы получить требуемый момент затяжки, необходимо рассчитать Ньютоны и метры.
Однако вам не нужно погружаться в чащу математических уравнений. Вы можете легко рассчитать необходимые значения в пропорциональной зависимости. То есть, если взять за основу, что для получения крутящего момента в 10 Н*м к рычагу метровой длины нужно приложить силу в 1 кг, то точно так же легко рассчитать, какую силу нужно приложить к более короткому рычагу.
Чем короче используемый рычаг, тем большее усилие требуется для затягивания болта или гайки — это, так сказать, аксиома. Например, если вы используете рычаг длиной 50 см вместо метрового рычага, то для создания крутящего момента 10 Н*м вам потребуется приложить силу 2 кг.
Если вы используете, например, рычаг длиной 22 см, вам нужно приложить крутящий момент 4,5 кг. Другими словами, разделите крутящий момент (10 Н*м) на длину рычага (в данном случае 0,22 м) и умножьте на 0,1. Используя эту простую формулу, вы сможете легко рассчитать точное усилие, необходимое для затягивания гайки.
Купить или сделать?
При проведении сервисных работ почти каждый владелец автомобиля сталкивается с необходимостью затянуть гайку или болт с определенным моментом, но динамометрического ключа для этой задачи нет. Вы не можете побежать в магазин, чтобы купить дорогой инструмент, использовать его в течение 20-30 минут и забыть о нем на год.
Поэтому лучший вариант — сделать самодельный динамометрический ключ для затяжки гаек и болтов. Причем можно изготовить такой инструмент, как трещотка с храповым механизмом, а также изготовить по аналогии с более простой конструкцией — с помощью обычных ручных весов.
Когда снимают колесо и чем его затягивают?
Причин этому может быть несколько, например, прокол шины, сезонная замена шин, проведение технического обслуживания подвески автомобиля и ряд других обстоятельств. Следует отметить, что колесные диски похожи друг на друга, но в то же время имеют некоторые отличия. К ним относятся диаметр колеса, его ширина и количество отверстий для колесных болтов. Каждое из этих отверстий имеет коническое углубление, которое служит для правильного центрирования на ступице и крепления болтом или гайкой.
На пластине может быть четыре, пять или шесть таких отверстий, а на некоторых моделях автомобилей их даже больше шести. Как указывалось ранее, болты или гайки следует затягивать с помощью специального динамометрического ключа. Если он правильно настроен на нужный момент затяжки, то при его достижении гаечный ключ будет работать вхолостую. В шиномонтажных мастерских используются пневматические динамометрические ключи. Этот инструмент легко настроить на нужный момент затяжки, нужно только знать значение для конкретной модели машины.
Читайте также: Как установить фасад на посудомоечную машину
Можно ли затянуть колесо без динамометрического ключа?
Не все водители, желающие заменить колесо, имеют динамометрический ключ для этого маневра. Однако это необходимо для облегчения демонтажа и соблюдения рекомендуемых производителем моментов затяжки без повреждения колес или их крепежных шпилек.
Кроме того, без динамометрического ключа невозможно обеспечить одинаковый момент затяжки для всех гаек и болтов. Это может подвергнуть вас риску во время путешествий.
Если это невозможно сделать с помощью динамометрического ключа, вам необходимо обратиться к специалисту в мастерскую для проверки момента затяжки колес.
Также необходимо учитывать способ установки и снятия болтов, который зависит от их количества. Поэтому, приступая к этому вмешательству, не забудьте следовать порядку, показанному на схеме выше.
В какой последовательности затягивать колесные гайки ?
Гайки затягиваются крест-накрест. Чтобы было понятнее, посмотрите на приложенное ниже изображение:
На сегодня это все. Если у кого-то есть вопросы, мысли, дополнения, не стесняйтесь комментировать. Они, как всегда, открыты для вопросов и обсуждений.
Время чтения: 3 минуты
После ремонта шасси многие новички думают, что самая сложная часть работы уже позади. Но когда дело доходит до прикручивания колеса, некоторые считают, что не справляются с задачей и ломают болт или шпильку. Эта проблема затрагивает многих водителей. Чтобы избежать негативных последствий, обязательно нужен динамометрический ключ — и умение им владеть.
Момент затяжки крепления колеса: на что обратить внимание?
Установка шин на автомобиль не так проста, как может показаться на первый взгляд. Чтобы обеспечить правильную установку литья, необходимо знать момент затяжки колесных болтов на вашем автомобиле, так как это значение значительно отличается у разных марок. Например, момент затяжки для Audi составляет 110-120 Нм, для BMW — от 90 до 149 Нм в зависимости от модели, а для Lada — от 70-78 до 88-91 Нм. Чтобы определить это наверняка, мы рекомендуем подробно изучить руководство по эксплуатации автомобиля.
Не стоит недооценивать такую информацию, ведь, согласно статистике, многие дорожные происшествия не произошли бы, если бы водители уделяли больше внимания креплениям колес.
Мы также не рекомендуем изменять параметры болтовых креплений — такие несанкционированные изменения имеют негативные последствия (несчастные случаи не являются исключением).
Например, если колеса прикручены к оси с меньшим моментом, чем необходимо, они могут отсоединиться во время транспортировки, что вызовет неприятный эффект домино. Если это происходит с передней парой, это не проблема. Колебания ощущаются на рулевом колесе, поэтому легче обнаружить неисправность, а значит, выполнить экстренную остановку и решить проблему.
Ситуация с задним колесом, с другой стороны, отличается. Перевернув его, можно снять с оси. В результате, если вы вовремя не обнаружите неисправность, то, скорее всего, пропустите колесо и потеряете его на дороге. А это в первую очередь ставит под угрозу вашу безопасность.
Еще одна проблема, которая может возникнуть при неправильной установке колесных болтов, — это возможность повреждения резьбы в ступице колеса. Если вы проигнорируете инструкции по установке, вы рискуете повредить саму деталь и деформировать обод. Поврежденные отливки, кстати, хуже балансируются и вызывают шатание колес. Кроме того, такой дефект сокращает срок службы шины и приводит к разрушению тяг и подшипников ступиц.
Как затягиваются литые диски?
Для этой деликатной процедуры используется специальный инструмент — динамометрический ключ. Также на заправочных станциях механики «пользуются» пневматическими отвертками. А дома водители пользуются колесным ключом.
Чтобы обеспечить идеальную «посадку» литья на автомобиль, диски также должны быть подобраны по индивидуальным параметрам. Например, в интернет-магазине DiskiPlus.ru вы можете воспользоваться специальным полем поиска по размеру и марке вашего автомобиля и купить алюминиевые диски, оптимально подходящие для вашего «железного зверя».
В первую очередь обратите внимание на диаметр и ширину колеса, а затем на дизайн. Количество отверстий в ободе также имеет значение. Они должны иметь конусообразные углубления, необходимые для центрирования колеса на ступице с помощью болтов и гаек. Количество отверстий может варьироваться от четырех до шести, в некоторых моделях их больше шести.
Затяжка колес не одинакова для разных типов легкосплавных дисков. Он отличается порядком выполняемых операций. Так, диски с четырьмя отверстиями необходимо устанавливать в порядке 1-3-4-2, а диски с пятью болтами крепятся в порядке 1-4-2-5-3, а для дисков с шестью гайками подходит вариант 1-4-5-2-3-6.
Правила затяжки дисков
- Сначала примерьте пластину, проверьте, подходит ли она. Затем надвиньте его на выступ в центре ступицы и установите штифты в отверстия. Затем надежно затяните ручные винты до упора и затяните их динамометрическим ключом.
- Детали затягиваются в том же порядке, что и количество отверстий в ободе.
- Лучше всего собирать колесо в подвешенном состоянии. Затяните все крепежные детали обычным инструментом, обращая внимание на момент затяжки.
- Проведите окончательную проверку после снятия колеса с домкрата.
Таблицы усилий затяжки болтов динамометрическим ключом. Таблицы для динамометрического ключа
Момент затяжки — это сила, действующая на резьбовое соединение при его затягивании. Если болт затягивается с меньшим усилием, чем необходимо, то под действием вибрации болтовое соединение может ослабнуть, и герметичность между скрепленными деталями нарушится, что приведет к серьезным последствиям. Напротив, если приложить большее усилие, чем необходимо, резьбовое соединение или скрепляемые детали могут быть повреждены, например, резьба может сорваться или детали могут сломаться.
Для каждого размера и класса герметичности болтового соединения указаны определенные моменты затяжки. Все значения заносятся в специальную таблицу крутящих моментов с помощью динамометрического ключа. Класс затяжки болта обычно указывается на его головке.
Классы прочности для метрических болтов
Степени прочности обозначаются цифрами на головке.
Классы прочности для дюймовых болтов
Значения прочности указаны в виде насечек на бабке.
Таблица усилий затяжки метрических болтов
Сила указана в ньютон-метрах.
Таблица усилий затяжки дюймовых болтов
(дюймы)-(резьба) от 1/4 до 20 — 28 |
Таблицы затяжек колесных гаек и болтов
Порядок затяжки
AIST предлагает широкий ассортимент профессиональных динамометрических ключей для любых работ по завинчиванию. Вы всегда сможете найти подходящий динамометрический ключ для вашего автомобиля, как для легкового, так и для грузового.
Процесс затягивания колесных болтов: поэтапные действия
Существует специальная таблица для затяжки болтов динамометрическим ключом, чтобы обеспечить надежное крепление конструкции с требуемым моментом. Например, если есть четыре болта (1-3-4-2), пять болтов (1-4-2-5-3) или шесть болтов (1-4-5-2-3-6).
Сам процесс происходит следующим образом:
- Наденьте колесо на центральный выступ ступицы и установите направляющие штифты в соответствующие отверстия.
- Затем вручную затяните болты настолько, чтобы колесо не соскочило с места.
- Когда все будет готово, возьмите инструмент с указанным моментом затяжки и затяните колеса в правильном порядке.
Моменты затяжки для популярных моделей
Разнообразие автомобилей, представленных на российском рынке, поражает воображение. Однако существуют некоторые категории наиболее популярных моделей, которые чаще всего встречаются на местных дорогах.
Ниже приведены примеры требуемых моментов затяжки для наиболее распространенных и популярных в России автомобилей.
- Все модели Audi, не считая кроссоверов Q5 и Q7, используют одинаковый крутящий момент. Это составляет 120 Нм. Q5 требует 140 Нм крутящего момента, а Q7 — целых 160 Нм.
- Для легковых автомобилей BMW 1, 3 и 5 серий требуется 120 Нм. Кроссоверы, с другой стороны, требуют 140 Нм.
- Для Chevrolet Cruze и Captiva регулируемый крутящий момент составляет 140 и 125 Нм соответственно.
- В случае с Ford Mondeo этот показатель составляет 85 Нм. В случае с Fiesta крутящий момент до 2008 года составлял 90 Нм, а затем был увеличен до 110 Нм.
- Весь модельный ряд Hyundai обеспечивает одинаковое значение крутящего момента, а это 110 Нм.
- Диапазон Honda немного отличается, и здесь регулируемый диапазон составляет от 108 до 110 Нм.
- Для Kia Rio указанный крутящий момент составляет 103 Нм.
- Для Lada этот диапазон составит от 70 до 78, а для Niva — от 88 до 91.
- Для моделей Lexus все просто. Все они имеют нормативный крутящий момент 103 Нм.
- У Mercedes S и M класса этот показатель достигает 150 Нм. Для остальных ужесточение происходит в диапазоне от 103 до 110.
- Для Mitsubishi Lancer и Outlander требуется, чтобы ограничитель крутящего момента гаечного ключа был установлен на 98.
- Если у вас Nissan Qashqai, приготовьте крутящий момент 133 Нм. Аналогично для моделей Patrol и Terrano.
- Крутящий момент Renault Logan составляет 105.
- Модельный ряд Skoda рассчитан на крутящий момент 120 болтов.
- Passat, Golf и Polo имеют одинаковый крутящий момент 120 Нм. Для Touareg требуется крутящий момент 180 Нм.
- Avensis, Corolla и Camry, а также Yaris требуют 103 Нм крутящего момента. Land Cruiser, с другой стороны, имеет рейтинг 209.
Это лишь основные параметры, которым необходимо следовать. Некоторые колеса и навесное оборудование устанавливаются с завода. Однако их можно заменить на моторизованные. Тогда значения затяжки также будут изменены на значения, явно отличающиеся от заводских.
С каким усилием затягивать колесные гайки
Момент затяжки болтов специфичен для каждого автомобиля и указывается производителем в инструкции по эксплуатации конкретной модели.
Как определить, что вы затягиваете с правильным усилием? Как не перетянуть и не сорвать резьбу? Существует специальный гаечный ключ со встроенным динамометром (отсюда и название «динамометр»). Это позволит контролировать момент затяжки колесных гаек, перетяжка которых так же нежелательна, как и ослабление.
Смазка колесных дисков
Существует несколько проблем, с которыми сталкиваются автолюбители. Первый из них — это ржавчина. Со временем коррозия повреждает не только резьбу, но и сами шляпки. Однако эта проблема не затрагивает те металлические емкости, которые в заводских условиях покрыты антикоррозийным составом.
Довольно часто винты застревают. Это явление затрудняет использование электрической отвертки. Также трудно открутить фитинг вручную. Когда головка винта ломается при откручивании, многие владельцы автомобилей говорят о недостаточной смазке. Однако существуют некоторые споры о целесообразности нанесения смазки на резьбу колесных болтов. Некоторые автовладельцы утверждают, что смазочные составы могут значительно продлить срок службы болтов. Другие против использования смазок для колесных болтов, считая, что масло может привести к ослаблению крепежа во время движения автомобиля.
Колесные болты обрабатываются смазкой для предотвращения коррозии и прикипания. Слой смазки предотвращает негативное воздействие воды и воздуха, так как это взаимодействие может привести к заеданию болтов и их чрезмерной жесткости в ступице.
Однако большое количество смазки снижает трение. Также под воздействием смазки возможно ослабление крепежа. Это основная причина, по которой колесный болт не следует смазывать. В результате постоянного воздействия вибрации крепеж ослабевает, и потеря колеса в движении становится неизбежной.
На практике такие ситуации возникают редко. Например, чрезмерная затяжка крепежа вызвана чрезмерной затяжкой во время предыдущего обслуживания колеса. Водители могут сами выдернуть крепеж до такой степени, что удаление подручными средствами станет невозможным. Эту ошибку также допускают специалисты по техническому обслуживанию. При использовании гаечных ключей для колесных болтов они не учитывают возможности пневматического оборудования.
Смазка не является основной причиной ослабления. Коническая часть затвора выполняет несколько функций:
- Он центрирует колесо.
- Прочно зажимает пластину на месте.
- Скос создает клин при установке для предотвращения самопроизвольного откручивания во время движения.
С каким усилием затягивать колесные гайки
Момент затяжки болтов специфичен для каждого автомобиля и указывается производителем в руководстве пользователя для конкретной модели.
Как узнать, правильный ли момент затяжки? Как не перетянуть и не сорвать резьбу? Существует специальный гаечный ключ со встроенным динамометром (отсюда и название «динамометр»). Это позволит вам контролировать момент затяжки колесных гаек, где чрезмерная затяжка так же нежелательна, как и ослабление.
Это может привести не только к срыву резьбы или деформации болта или шпильки, но и к поломке обода. Кроме того, чрезмерно затянутый крепеж обычно прилипает к втулке, после чего его невозможно открутить, а приходится срезать. Наворачивать резьбу можно не только гайкой, но и скобой с достаточно длинным рычагом.
Поэтому рекомендуется окончательно затягивать болты динамометрическим ключом после закручивания крепежа обычными инструментами. Это позволит затянуть соединение с заданным моментом или ослабить его, если изначально был приложен слишком большой момент.
Таблица моментов затяжки колесных болтов и гаек
В таблице ниже приведены значения моментов затяжки колесных болтов и гаек для каждой модели автомобиля.
Марка автомобиля | Модели | Момент затяжки (Нм) |
Audi | A1/A2/A3/A4/A5/A6/A7/A8/TT
Q5 Q7 |
120
140 160 |
BMW | 1 серия/3 серия/5 серия
M5 Z3 X3, X5, X6 |
120
100 100 140 |
Chevrolet | Cruze
Captiva Искра |
140
125 120 |
Citroen | Xsara Picasso/Saxo
C4/C5 Berlingo AX10/AX11/AX14/Sport |
85
80/100 85 90 |
Ford | KA/Мондео/Скорпион/Пума
Cougar Fiesta (2002-2008) Фиеста Fusion Зонд Transit Connect |
85
128 90 110 110 90-120 90 |
Hyundai | Все модели
Starex |
110
130 |
Honda | Все модели | 108-110 |
KIA | Sorento/Picanto/
Рио/Сзума Карнавал Маргентис |
100
103 100 98 |
Лада | Самара/Рива
Нива |
70-78
88-91 |
Land Rover | Freelander 2
Защитник Discovery/Range Rover (02-11) |
133
108 140 |
Lexus | Все модели | 103 |
Мерседес-Бенц | A/SLK/CLK-Класс
B-Class/E-Class S-Класс/М-Класс |
110
103 150 |
Mitsubishi | Кольт/Алмара/Куб/Серена
Lancer/Grandis/Outlander |
108
98 |
Nissan | Micra/Note
Teana Patrol/Terrano/Qashqai |
105
110 133 |
Opel | Frontera
Астра Insignia Другие модели |
118
140 150 110 |
Peugeot | 106
107/308/3008/207/407/807 307/607 |
85
100 90 |
Renault | 106
107/308/3008/207/407/807 307/607 |
105
110 130 |
Сиденье | Ибица/Толедо/Леон
Альгамбра |
120
140 |
Skoda | Fabia/Octavia/SuperB/Yeti | 120 |
Suzuki | Свифт/Спэшл
Grand Vitara |
85
100 |
Volvo | XC90/XC60/XC70/S60/S80
XC60/C70/S40 |
140
110 |
Volkswagen | Polo/Golf/Passat
Шаран Touareg |
120
170 180 |
Toyota | Avensis/Corolla/Jaris
Land Cruiser |
103
209 |