- Преимущества способа
- Регулировка установки колёс на легковых автомобилях
- Инструменты и оборудование
- Регулировка развала
- Подготовка
- Диагностика
- Регулировка
- Регулировка углов схождения
- Подготовительные работы
- Как проверять
- Признаки плохого развала-схождения
- Важные уточнения по процедуре измерения углов установки колес
- Признаки нарушенного развала-схождения
- Три варианта построения продольной оси автомобиля
- Измерение индивидуального схождения колес
- Особенности развальных болтов в автомобилях различных производителей
- 2. Проверяем углы
- 3. Схождение Додж Калибр
- Измерение углов развала
- 1. Углы? Конечно правим!
Преимущества способа
Рассмотренные ниже технологии широко используются как начинающими, так и опытными водителями. К его основным преимуществам относятся:
- Высокая точность. По этому критерию данный метод не уступает компьютеризированному. Эта технология позволяет измерять практически все угловые и линейные показатели, которые определяются электронными устройствами. При измерении наклона можно учитывать даже наклон платформы автомобиля.
- Параметры тела также принимаются во внимание. При компьютерной диагностике эти характеристики не определяются оборудованием, в большинстве случаев компьютерные станции могут рассчитать значение дорожного просвета. Метод, рассмотренный в статье, позволяет увидеть естественную ось симметрии тела и определить положение шасси относительно нее. Это поможет вам понять, почему после регулировки развала-схождения некоторые колеса выступают из поворотов больше, чем другие.
- Выпуклость диска не влияет на результаты. Параметры колес могут иметь значение, когда компьютер регулирует углы. По этой причине некоторые специалисты СТО отказываются выполнять работы, если на автомобиле установлены колеса с разным смещением на передней и задней осях. Рассматриваемый метод позволяет измерять развал-схождение, даже если на одной оси установлены разные диски.
Регулировка установки колёс на легковых автомобилях
Различные модели автомобилей часто имеют разные углы поворота. Это связано с разной конструкцией подвески.
Попробуем разобраться, как сделать правильные углы установки колес на примере автомобиля Lada Samara.
Инструменты и оборудование
Когда работаешь, без этого не обойтись:
- ключи различных размеров;
- Устройства для определения правильного вертикального и горизонтального положения (вертикальные и горизонтальные);
- Длинный провод или жесткий шнур;
- Измерительная лента;
- Две доски одинаковой толщины (примерно 50-60 см);
- Два кронштейна, позволяющие задвигать колеса под регулируемые ролики;
- Смотровая яма.
Регулировка развала
Подготовка
Чтобы исправить развал-схождение своими руками, работа начинается с установки автомобиля на «блины», а затем проверьте, что они находятся на одной высоте, иначе кривая опора негативно повлияет на измерение.
«Блины» сделаны из четырех листов металла. Каждая такая пара смазывается солидолом для улучшения скольжения.
При регулировке развала одного колеса другое колесо должно быть неподвижным.
Диагностика
Теперь переходим к следующему этапу — проведению измерений с помощью отвеса или спиртового уровня.
- Выровняйте все колеса по прямой линии, чтобы не ошибиться в измерениях.
- Измерьте расстояние от точки 1 до точки 2 (левое и правое колеса). Здесь закрепите отвес на крыле и возьмите точку отсчета от обода колеса. Запишите это в своем блокноте.
- Затем ведите автомобиль так, чтобы сместить точку измерения на 90 градусов. Запишите новые данные. Процесс повторяется дважды для усреднения информации, что позволяет избавиться от ошибки.
- Производитель рекомендует отрегулировать угол развала примерно на два миллиметра для нашей марки автомобиля.
На этой модели целью было добиться отрицательного развала, и чтобы облегчить этот процесс, спиртовой уровень был прикреплен к металлическому листу (толщиной четверть сантиметра).
Регулировка
Спиртовой уровень прикладывается к ободу и угол колеса регулируется до тех пор, пока пузырек не окажется в среднем положении. Проделайте то же самое со вторым колесом.
Регулировка заключается в простом откручивании винтов. Принцип прост: ось колеса должна быть наклонена на 90 градусов в сторону от тела.
На переднеприводных моделях регулировка производится с помощью болтов, удерживающих стойку, а на заднеприводных — с помощью количества прокладок между балкой и рычагом.
Регулировка углов схождения
Подготовительные работы
Установите машину в исходное положение, колеса направлены вперед. Поместите специальную подстилку в центре колес (немного ниже) вдоль горизонтальной прямой линии.
Для более точного измерения расстояния между колесами прикрепите конец измерительной ленты к одному концу доски. Не прикрепляйте начало измерительной ленты к противоположному колесу.
С обеих сторон, от задних колес к передним, натяните струну (посередине). Очень важно, чтобы он ничего не сжимал.
Известно, что у отечественных моделей задняя ось более узкая, чем передняя, поэтому для увеличения расстояния подложите под корд с обеих сторон задних колес предметы одинакового размера, например, небольшой кусок прута.
Как проверять
Нам понадобится рулетка, чтобы сделать замеры в определенных местах, показанных на фото.
Измерив расстояния 1,2,3,4, получаем:
- = 163 мм;
- = 162 мм;
- = 7 мм;
- = 4 мм.
У нас разница в десять миллиметров, и эта цифра нас не устраивает. Во-первых, нужно сделать промежутки 3 и 4 одинаковой длины, желательно один сантиметр. Во-вторых, мы должны изменить расстояние между 1 и 2, а поскольку наш автомобиль переднеприводный, угол наклона носка должен быть для него отрицательным.
Причина в следующем: при езде движение передних колес происходит внутрь, тогда как у заднеприводных автомобилей все иначе: передние колеса расходятся в стороны от центра, а значит, у такого железного коня должен быть положительный носок.
Признаки плохого развала-схождения
Чтобы определить, в каком состоянии находится угол развала-схождения, обратите внимание на перечисленные ниже факторы:
- автомобиль раскачивается влево или вправо при движении вперед;
- рулевая рукоятка лежит на боку, когда колеса направлены вперед;
- автомобиль не очень отзывчив на рулевое колесо;
- рулевое колесо поворачивается с трудом;
- автомобиль скользит в сторону при нажатии на педаль тормоза;
- колеса касаются ковра крыла при максимальном угле поворота руля;
- рулевое колесо не возвращается в прежнее положение после выхода из поворота;
- громкие звуки, издаваемые шинами во время движения;
- неравномерный износ резины.
Для заднеприводных автомобилей такие проблемы возникают при неправильном развале задних колес.
Важные уточнения по процедуре измерения углов установки колес
Предлагаемый метод позволяет определить только углы установки колес (R.E.M.), чтобы получить представление о текущих параметрах развала и схождения. Дальнейшую работу над ним можно выполнить либо вручную, если у вас есть необходимые знания и опыт, либо в автомобильной мастерской.
Предполагается, что измерения проводятся при хорошем состоянии подвески и нормальном давлении в шинах. Поэтому соответствующие работы по диагностике и ремонту ходовой части не были включены.
Также обратите внимание, что в этой статье не обсуждается, какими должны быть углы развала и схождения. Он касается только процесса измерения. Затем результаты сравниваются с заводскими значениями, которые могут отличаться для разных марок и моделей автомобилей.
Перед измерением углов развала-схождения автомобиль следует поставить на твердую ровную поверхность, например, на бетонный пол гаража. При въезде во двор держите рулевое колесо в нулевом положении. Это обеспечит максимально возможное приближение колес к прямому положению.
Если после остановки автомобиль поднять на домкрате или подставках, это разгрузит подвеску, и колеса окажутся недостаточно ровно на полу. Для исправления таких ошибок нужны поворотные или сдвижные платформы, которых у большинства автовладельцев нет. Поэтому поднимать тело перед измерением настоятельно не рекомендуется. Подвеска автомобиля должна находиться под нормальной нагрузкой.
Измерения следует начинать с определения углов рысканья, поскольку это параметры, которые регулируются на большинстве моделей автомобилей. Эта характеристика определяется для каждого из четырех колес, поэтому ее иногда называют «половинным ходом». Индивидуальное выравнивание измеряется относительно продольной оси автомобиля. Его можно построить несколькими способами, см. ниже.
Признаки нарушенного развала-схождения
Как говорится в руководстве механика: «…для отечественных автомобилей более ранних годов выпуска периодичность проверки «геометрии» составляет 10 000-15 000 км…», для автомобилей иностранного производства специалисты рекомендуют проводить диагностику каждые 30 000 км пробега. Для меня эта цифра слишком расплывчата и совершенно не отражает реальность современных условий вождения.
Согласитесь, трудно присоединиться к этим рекомендациям любителю бездорожья на тюнингованном «Паджеро», который активно «собирает» все кочки и ухабы, и дедушке на «семерке», для которого преодоление неровностей дороги ассоциируется с полной остановкой автомобиля. Поэтому для определения состояния угла поворота передних и задних колес можно использовать следующие признаки:
- автомобиль движется прямо;
- рулевая балка смещается в сторону при прямолинейном движении автомобиля;
- Направленная неустойчивость (автомобиль демонстрирует необычное поведение, раскачивается из стороны в сторону);
- Задержка реакции рулевого управления;
- «Жесткое рулевое колесо;
- при торможении автомобиль скользит из стороны в сторону, виляет (если тормозная система работает);
- При максимальных углах поворота радиусы значительно изменяются (колеса могут касаться крыльев);
- рулевое колесо не возвращается после выхода из поворота;
- необычный шум шин во время движения;
- неравномерный износ шин.
Чтобы не беспокоить себя последним пунктом в этом списке «симптомов», необходимо периодически проверять давление в шинах, что, в принципе, и написано в руководстве по эксплуатации автомобиля. Износ шин обычно должен быть вызван условиями эксплуатации шин, а не механическими неисправностями в подвеске автомобиля.
Три варианта построения продольной оси автомобиля
Существует три различных метода построения «опорной линии» для расчета индивидуальных углов конвергенции:
- Продольная ось может быть горизонтальной линией, проходящей через ось симметрии тела. Это можно легко сделать, отметив их центральные точки на переднем и заднем бамперах.
- Второй вариант — продольная ось шасси. Эта линия строится по точкам, находящимся в центрах расстояний между ступицами колес.
- Довольно часто в качестве продольной оси используется «трастовая линия». Она прокладывается строго по направлению движения задней оси машины. Этот вектор не всегда совпадает с продольными линиями, проведенными вдоль кузова или шасси, как в предыдущих вариантах. Такое явление характерно для автомобилей, у которых задняя ось повернута немного вбок. При этом автомобиль едет боком, что часто можно наблюдать на старых «Жигулях», «Газелях» и т.д.
Продольная ось и поперечная линия на автомобиле.
В идеале угол между трастовой линией и центральной продольной осью автомобиля должен стремиться к нулю. Однако в некоторых случаях дефекты задней подвески не всегда можно устранить. Поэтому при диагностике развала-схождения и кривизны измерения проводятся непосредственно по «линии развала».
Измерение индивидуального схождения колес
Для измерения отдельных полупространств необходимо создать коридор из двух параллельных линий. Для их создания можно использовать прочные струны, рыболовные резинки или лазерные нивелирующие лучи. Линии должны проходить строго горизонтально и располагаться на высоте центров окружностей. Базовый коридор может быть создан тремя способами:
- Первый — прикрепить струны непосредственно к колесам. Это самый простой, но наименее точный метод. Окружности могут иметь разную протяженность относительно арок, что приводит к плохой параллельности линий.
- Второй способ — прикрепление нитей к стационарным опорным конструкциям. Этот метод более точен по сравнению с предыдущим, но неудобен тем, что при регулировке и прокатке автомобиля возможно смещение шасси относительно построенных линий.
- Третий метод заключается в создании коридора вокруг кузова автомобиля с помощью реечных креплений. Крепления стойки крепятся спереди и сзади автомобиля, строго по центрам колес.
В англоязычном интернете можно найти множество примеров таких конструкций. Например, введите в поиск «B-G rasing string lines kit».
Впадина вокруг кузова выполнена из речных звеньев.
В условиях гаража выпадает использовать наиболее бюджетный и простой метод. Для измерения развала и кривизны вам понадобятся две алюминиевые планки, которые можно купить в любом строительном магазине. Один из них следует положить на пол рядом с задней или передней осью автомобиля.
Затем следует сделать отметки на рельсе на небольшом расстоянии от колес, около 5 см. Затем определяется расстояние между метками, полученное значение будет шириной измерительного коридора. Разделив этот параметр пополам, можно рассчитать положение осевой линии. Затем приложите вторую рейку к размеченной трубке и перенесите на нее метки.
Поместите метки на алюминиевые трубки.
Две дополнительные метки наносятся на бампер автомобиля точно посередине. Они выравниваются с помощью рулетки и отмечаются куском ленты или малярного скотча.
Размещение меток на бампере автомобиля.
Закрепите алюминиевые трубки обычными канцелярскими скрепками. Они крепятся к бамперу, крыльям или другим частям кузова, в зависимости от конструкции автомобиля.
Крепление алюминиевой трубы к бамперу автомобиля.
Прикрепление алюминиевых трубок к бамперу автомобиля.
Следующий шаг — натянуть резиновые струны, которые можно купить в любом рыболовном магазине, на рельсы в отмеченных ранее точках. Вместо этого можно использовать нерастяжимые нити, которые можно закрепить на трубках с помощью резинок для денег. Это позволит избежать обрыва нити, обеспечить необходимое натяжение и минимизировать неточности при определении углов поворота колес.
Прикрепите резиновые струны к алюминиевым трубкам.
Следующий шаг — центрирование измерительного коридора по меткам, которые ранее были отмечены на бамперах. Затем установите руль в нулевое положение, используя для точности спиртовой уровень.
Установите руль в нулевое положение.
После выполнения вышеуказанных действий можно определить боковое смещение колес. Для этого измерьте расстояния от центров ступиц до резьбы базовых переходов и определите разницу между ними. Это важно для водителей, чьи автомобили имеют колеса, выступающие из поворотов на разном расстоянии.
Измерьте расстояние от центров втулок до срезов контрольной дорожки.
Теперь можно приступить к измерению индивидуальной геометрии каждого колеса. Это измеряется путем измерения расстояния от линии коридора базового колеса до симметричных точек на ободе спереди и сзади от центра колеса. Полученные результаты следует записать в блокнот или, в противном случае, написать мелом на асфальте в гараже.
Определите расстояния от базовой линии коридора до симметричных точек на ободе.
Затем проведите автомобиль вперед или назад на пол-оборота колеса, не меняя положения линии коридора. Важно, чтобы рулевое колесо оставалось в том же положении. Затем несколько раз измерьте схождение отдельных колес. Если между двумя измерениями нет существенных различий, их можно принять за истинные. Если разница значительна, прокатите автомобиль еще на несколько десятков сантиметров и определите «кривые» колеса. Таким образом, рассчитываются изогнутые колеса. Для того чтобы компенсировать биение колес при расчете, необходимо найти наиболее распространенные значения одиночного смещения.
Чтобы перевести миллиметры в градусы и минуты, воспользуйтесь приведенной ниже таблицей.
Таблица для пересчета миллиметров индивидуального смещения колес в градусы и минуты.
После того, как все углы полузубов определены с достаточной точностью, можно рассчитать угол поворота задней оси. О наличии такого угла может свидетельствовать разница в параметрах полуоборота задних колес относительно осевой линии.
Если регулировка задних колес не планируется, можно переориентировать базовый проход по линии траверсы, проведенной через заднюю ось. Для этого необходимо переместить неподвижные направляющие так, чтобы полуось заднего колеса совместилась с новым положением прохода. Затем необходимо будет скорректировать положение передних колес на нем, плотно зафиксировав рулевое колесо автомобиля в центре. Это приведет к тому, что автомобиль будет ехать немного боком, но водитель этого не заметит.
При определении параметров полуоси и полуоси необходимо учитывать общий носок колес на осях (передней оси и задней оси), который представляет собой сумму отдельных углов, включая их знаки. Именно от этого значения зависит равномерность износа шин и управляемость автомобиля при движении. Чтобы узнать оптимальное значение общего пальца для конкретной модели автомобиля, обратитесь к рекомендованным производителем справочным материалам.
Особенности развальных болтов в автомобилях различных производителей
Владельцы автомобилей разных лет и с разным пробегом сталкиваются с необходимостью открутить винты ГРМ. Эта процедура не всегда проходит гладко: мастера используют соленую воду и оставляют ее сушиться на воздухе в течение недели, но все равно оригинальные крепления не выходят из втулок. Также невозможно снять болт с гайки, ударив по нему молотком.
Если, например, автомобиль был куплен новым в автосалоне, владелец решает сам смазать узлы. В первый раз компоненты удаляются без проблем. Но в нашей стране дорожные реагенты в больших количествах используются зимой. После нескольких дней пребывания в соленой среде оригинальные детали покрываются ржавчиной.
В таблице приведены значения регулировки для передних колес:
Угол/болт | Крепежный болт | Регулировочный винт | ||||||
90105-15004 | 90105-15005 | 90105-15006 | ||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
i-15I | * | * | ||||||
15I-30I | * | * | ||||||
D 30I — 45I | * | * | ||||||
45I — 100I | * | * | * | |||||
100I — 115i | * | |||||||
115i-130i | * | * |
Поперечный развал рулевой оси необходим для самовыравнивания колес на низких скоростях. Благодаря этой характеристике, когда автомобиль входит в поворот, оба колеса опускаются относительно рамы кузова. Если автомобиль стоит ровно, его передняя часть приподнимается и создает дополнительную нагрузку на компоненты подвески и рулевого управления. По этой причине передние колеса, как правило, принимают первоначальное прямолинейное положение, когда вес автомобиля заставляет его начать движение.
Этот угол наблюдается при повороте рулевого колеса из положения упора в положение упора рулевого колеса. Соответственно, капот автомобиля будет опускаться и подниматься. Этот угол определяется во время сборки готовой конструкции автомобиля, ручная регулировка не предусмотрена.
Читайте также: Крепление для раковины — 95 фото правильного крепления к стене
2. Проверяем углы
Мы прогоняем автомобиль через мойку, сушим его, проходим диагностику подвески, и только после этого подъезжаем к шиномонтажному станку, который также называется развал-схождение, проверяем давление в колесах и устанавливаем датчики.
Настройка датчиков для угловой опоры
Вводят данные по автомобилю, определяют фурнитуру и правильный размер дисков, иногда сильно воздействуют на пороги, а затем откатывают автомобиль назад на домкрате до определенной точки.
Компенсация биения колес путем прокатки
Система дает команду автомобилю вернуться в исходное положение и, основываясь на полученных данных, корректирует проведенные измерения. Компенсация биения компенсирует изменения геометрии колеса и смещение оси колеса и датчика в адаптере. Уже на этом этапе доступны значения развала и схождения для обеих осей.
Компенсация выбега завершена.
Мы открываем дверь и устанавливаем депрессор педали тормоза, который позволяет нам вращать передние колеса без изменения положения задних колес, что дает нам измерение картера.
Установите нажимной механизм педали тормоза
Следуя инструкциям, стенд Hunter поворачивает колеса влево и вправо от центра на заданный угол, а затем возвращается в центральное положение. Теперь у нас есть три основных параметра: развал-схождение, развал и кастер. Первое можно исправить стандартными средствами, второе — манипуляциями и модификациями, третье практически невозможно исправить на этом автомобиле. В нашем случае почти все ракурсы находятся в пределах нормы, но, тем не менее, мы будем давать опечатки по всей программе.
Измерение развала-схождения Dodge Caliber
Развал-схождение Dodge Calibre в красной зоне.
3. Схождение Додж Калибр
Задний развал-схождение автомобиля Dodge Caliber регулируется тягами, расположенными между двумя рычагами управления, серповидным и прямым. В народе его называют гантелью. Один конец стержня входит в продольный рычаг управления, а другой — в задний подрамник, который имеет специальные вырезы для эксцентрикового стопорного болта.
Шток регулировки развала-схождения Dodge Caliber
Самая большая хитрость при регулировке носка — добиться плотного прилегания регулировочного винта к внутренней поверхности втулки штока носка. Иногда узел можно вытащить, замочив его в специальном раскислителе, но чаще приходится вооружиться болторезом и аккуратно пропилить узкое пространство внутри подрамника.
Слабое место, которое иногда нужно перепиливать
После таких процедур нам понадобится новая планка развала-схождения Dodge Caliber, а также регулировочный болт. Если у вас возникла такая ситуация, а оригинальных болтов под рукой нет, вы можете приобрести полный комплект у Mitsubishi Lancer X (слева на фото). Оригинальные болты отличаются способом установки шайбы, они имеют шестигранник внутри, в то время как запасная часть фиксируется упором в самом болте. Опыт показывает, что оригинальные болты работают лучше при регулярном осмотре и доработке.
Болты регулировки заднего развала-схождения Dodge Calibre
Передний развал без клапанов, который является стандартной настройкой для любого автомобиля, регулируется с помощью рулевого наконечника, а затем гайки.
Рулевая тяга Dodge Caliber, включая колпачок наконечника.
На этом стандартный комплект для регулировки развала-схождения практически завершен.
Измерение углов развала
Для этого измерения вам не понадобится базовый развал-схождение, его можно снять. Угол развала колес можно определить несколькими методами: с помощью отвеса, пузырькового уровня, цифрового инклинометра или другого транспортира.
Прежде чем приступить к измерению развала-схождения, убедитесь, что автомобиль стоит на ровной поверхности. Если развал необходимо измерить цифровым инклинометром, просто откалибруйте прибор по наклону поверхности, на которой установлена машина. Для этого прижмите инклинометр к поверхности и проверьте положение инклинометра относительно положения его вертикальной поверхности.
Поставьте две вертикальные отметки на ободе колеса с помощью маркера или мела. Приложите струну со стояком к крылу и по меткам измерьте линейкой или штангенциркулем расстояние от обода до струны у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна быть в пределах +-2 мм. Прокатите автомобиль на четверть оборота колеса (90 градусов) и сделайте еще две вертикальные отметки. Снова измерьте расстояние от отвеса до обода колеса, тем самым нивелируя погрешность измерения, связанную с биением колеса.
Определение угла развала колес.
Для переднеприводных автомобилей нормальные углы развала измеряются как 0 ± 1 мм, для заднеприводных — как +1 ± 3 мм. Для колесных дисков 13″ и 14″ 1 мм развала соответствует примерно 10 минутам угла. Лучший способ узнать точное значение допуска развала-схождения для конкретного автомобиля — обратиться к рекомендациям производителя автомобиля.
Измерьте углы развала с помощью пузырькового уровня.
Угол наклона также можно измерить с помощью пузырькового уровня или телефона с установленным программным обеспечением для измерения углов.
1. Углы? Конечно правим!
Если верить производителю, развал-схождение на Dodge Caliber не регулируется, довольствуйтесь только вставкой, а если компоненты подвески уменьшились, меняйте рычаги управления, пока не произойдет чудо и развал-схождение не вернется в зеленую зону. Согласен, очень дорогое решение, и не столько из-за стоимости запасных частей с трудозатратами, сколько из-за неравномерного износа резины. В принципе, нужно просто немного поломать голову и сделать все показатели практически эталонными, лишь бы машина была не битая.